Статьи

Как закаляться с рождения и зачем (2013)

Принципы здоровья. Психология болезни. Почему и как следует закаляться с рождения.

Занимаясь проблемами закаливания 29 лет, пришлось задавать себе и отвечать на вопросы, справиться с которыми без знания физиологии и психофизики, трудно. Если вообще – возможно. Всякая болезнь есть результат нескольких факторов. Перечислим их – мировоззренческий аспект. Он ориентирует ценностные приоритеты, например точка зрения, что болезнь – зло, от нее нужно беречься или уже бороться. Образ здоровья при этой точке зрения вполне несущественный. Или - что здоровье есть, но может ослабляться в связи с тем-то и тем-то. Чувствуете разницу? Следующий – физиологический, то есть борьба организма с неблагополучными внутренними или внешними обстоятельствами: инфекции, перегрев, или травма. И - психофизический – это когда психика защищается, переводя свою внутреннюю проблему на физический план. В любом случае, болезнь, это сигнал о борьбе организма.
Все знают, что вроде бы надо закаляться. Многие врачи авторитетно советуют «закаляться с пеленок - постепенное снижать температуру воды (если это закаливание через водные процедуры) или воздуха (если это воздушные ванны) и постепенно увеличивать время проведения таких процедур. Однако постепенное снижение температуры воды на 0,5 градуса в неделю, начиная с 37 градусов по Цельсию, если и не навредит объекту закаливания, то и не даст закаливающего эффекта. К 30 градусам мы приблизимся только через 14 недель. При этом время воздействия прохладной воды будет сводиться к нескольким секундам в виде полива из ковшика. За эти 14 недель объект закаливания может подхватить насморк или кашель. То есть «заболеть». И нам не трудно будет поверить, что болезнь наступила в результате «закаливающих процедур» и, что закаливание – не наш путь.
Как правило, на этом этапе «всякие закаливания» заканчиваются, совершается разворот на 180 градусов и мы решаем: еще больше утепляться, защищаться от сквозняков и беречься от инфекций. Заболевания, конечно, периодически будут возникать, но у нас есть объяснение и оправдание: очень ослабленный организм!
Да и сами родители сейчас, как правило, здоровьем не блещут…
Но причина не в ослабленном организме. Причина в незнании и непонимании некоторых способностей нашего организма, которые относятся к области физиологии нашего тела.
С точки зрения биологического возраста наши малыши рождаются недоношенными. По аналогии с другими млекопитающими беременность у человека должна продолжаться около 2-х лет. То есть, после двух лет внутриутробного развития наш новорожденный в течение несколько часов после рождения мог бы встать и пойти за мамой, как олененок за оленихой. Но у нашего человеческого вида детеныш рождается с очень большим мозгом по сравнению с относительно небольшим телом, если сравнивать пропорции мозга с телом у других видов млекопитающих. И рождается он в условиях гравитации, на суше. В течение первого года жизни мозг ребенка значительно увеличивается в размере и продолжает расти очень активно до 3-х лет. С таким мозгом, рождаясь в условиях гравитации, человек неминуемо получал бы черепно-мозговую травму и погибал…
И природа сделала другой выбор. Для того чтобы человечество выжило, мы вынашиваем наших детей 10 лунных месяцев во взвешенной среде – околоплодных водах, где малыш активно тренируется – крутится, вертится, брыкается, готовя свою скелетно-мышечную структуру к выживанию в условиях гравитации. Но, родившись, он все равно оказывается почти обездвиженным силой притяжения земли. Он может только махать ручками и ножками и ползти. А мы, взрослые, благодаря нашим «культурным традициям» усугубляем эту ситуацию, еще больше обездвиживая нашего детеныша, пеленая его. И считаем, что новорожденный ребенок должен только есть, спать, писать, какать и иногда плакать. Раз плачет, думаем мы, значит ему плохо. Как его закалять, ведь он будет плакать, а это невыносимо! В этом случае нужно принять во внимание вот что. Начнем с того, что восприятие новорожденного малыша сильно отличается от нашего. Так, все, что с ним происходит, он ощущает всем телом сразу, всем своим существом, целиком! Если нас, к примеру, ущипнуть за мизинец, то мы так и чувствуем – ущипнули за мизинец. А детеныш чувствует – «ущипнули» за все тело сразу! Огромное переживание! Какая восхитительная неосознанная целостность! Младенец обладает целостным восприятием при очень острой чувствительности ко всему: цвету и фактуре стен, потолка, одежды мамы, информационному полю комнаты, настроению и намерениям других людей, энергетическому содержанию их отношений… Поэтому, все, что происходит в доме и случается с ним самим – это большое приключение! Принесли на кухню, пришел новый человек, ударил дождь в окно, облили холодной водой, проголодался – какие переживания! А переживания нуждаются в выражении. Сильные эмоции рвутся наружу! Однако мимические и вокальные возможности малыша пока ограничены. Сильные переживания с любым знаком – ПЛЮС или МИНУС выражаются одинаково. Но здесь важно другое – переживания новорожденного в действительности не несут никакой оценочной нагрузки, они свободны от «плохо» или «хорошо», просто – что-то происходит. С НИМ происходит НЕЧТО, и малыш – звучит! Чувствует целиком и звучит целиком! Эмоция одна. Мощная, богатая оттенками, но одна! «Я живу, я чувствую, я звучу!» Боже! А мы-то сами не плачем ли от сильной радости, не в силах вынести чувство?
Конечно, выражение лица звучащего малыша, будучи придано взрослой физиономии, выглядело бы страдальческим. Но другого-то выражения у него пока нет, а мы доверяем своим привычкам восприятия и нам кажется, что он страдает!… Позже, месяцам к трем наш малыш тоже научится выражать знакомые нашему опыту оценки, освоит способы дробления чувств, эмоций, телесных ощущений. Но пока он озвучивает целостную жизнь в нём и с ним приключившуюся. Нужно прислушаться к малышу, разделить его переживание, но не в виде жалости, причитая над ним с жалобными интонациями, а спокойно и с юмором, вселяя в него уверенность и интерес к новому. Просто нужно вспомнить обо всех маленьких зверушках – котятах, щенках, птенцах, которых вам довелось держать в руках в детстве и отнестись к своему детенышу точно так же: дать ему опору под ручки-ножки, покачать его, потанцевать с ним, делать с ним все, что сердце подскажет, только лишь не лишать его своего внимания, потому что энергия маминого внимания ему сейчас так же необходима, как и мамино молоко. Малышу нужно ваше внимание, общение, чтобы к году его жизни эмоциональные потребности ребенка были удовлетворены, голод по любви, защите и поддержке был утолен. Это необходимое условие для нормального развития психики. Иными словами, малышу нужно дать столько мамы, сколько он просит. И бросьте бояться избаловать – бойтесь получить эмоционально голодного годовалого капризулю.
Резюмируя вышесказанное необходимо добавить следующее: и здоровье и болезнь - это одни из многочисленных тем, или нитей, составляющих полотно нашей жизни. Если мы будем тратить всё внимание нашей жизни на болезни, говоря себе, что мы следим за здоровьем, то процент внимания, доставшийся собственно здоровью будет минимальным. Жаль сводить целую жизнь или даже любую её часть к чему-то одному. Ведь жизнь многогранна, и в ней есть место всему, чему мы только разрешим себе позволить. Здоровье - просто одна из привычных красок нашей жизни и мы ценим её оттенки, только обнаружив его пошатнувшимся. И это нормально! Но иногда оно даёт особое наслаждение своим наличием в нашей жизни, когда наше тело наслаждается своими возможностями выдерживать нагрузки с удовольствием - бегать, плавать, скакать на лошади или гонять на велосипеде. Наслаждаться ветром в лицо или шевелением ленивой волны под грудью. Более того. Здоровье может и не зависеть даже от увечья. Я знаю слепого с рождения человека, летом бродящего по горам крымского побережья. Он поёт прекрасные песни своего сочинения и даже ходил с аквалангом под воду. Собственно, здоровье - совершенно обычная, индивидуальная и весьма относительная вещь, которой не стоит ограничивать возможности своей жизни, то есть не стоит на ней зацикливаться. Здоровье - это попутный результат нашего отношения к жизни, и у каждого, каждого человека есть шанс жить самой полной жизнью, на которую он только способен.
Секрет номер один, но самый главный – никакого закаливания нет, это просто стиль жизни. Называется «здоровый образ жизни». Почему так? Потому что ещё никому не удалось закалить кого бы то ни было, не участвуя в этом процессе самому. Конечно, сейчас есть всякие специалисты, и мы можем нанять их для разных процедур и дождаться результата, но для нормальных здоровых людей, не калек, не заключённых под стражу, а постоянно живущих со своим ребёнком в одной семье такое, надеюсь, покажется абсурдным….
И так, начиная закаляться вместе с малышом, мы мало-помалу меняем свой образ жизни. А крепкое здоровье просто сопутствует нам. Подумаешь! Кто о нём думает?
• - Что такое иммунитет и как перестать с ним бороться. Из чего складывается иммунитет. Как настроить иммунитет. Инстинкты выживания. Полезные рефлексы.
Иммунная система малыша готова к тому, чтобы он выжил в любых условиях.
Здесь мне хочется привести фрагмент из книги моей подруги Миланы Касакиной /«Счастливый дитёнок без запар и пелёнок»/
«В первые месяцы жизни иммунная система работает в усиленном режиме. Если мы на это время не обеспечим доступ достаточного количества грязи и микробов к нашему ребенку, то иммунная система начнет реагировать на что-нибудь другое - цитрусовые, клубнику или запах освежителя… Сначала появится аллергия и диатез. А потом, когда мы последовательно исключим из жизни нашего ребенка все раздражители, иммунной системе просто нечего будет делать, без работы она атрофируется, и наш ребенок начнет болеть. По любому поводу. И чем сильнее мы будем стараться его от всего оградить, потеплее укутать, а лучше вообще не пустить гулять, тем больше он будет болеть, и чем лучше мы будем его лечить, тем сильнее он будет болеть. Посмотрим статистику: насколько процент аллергических и прочих заболеваний у детей из «благополучных» семей выше, чем у детей из неполных, необеспеченных семей или даже семей алкоголиков. То есть у тех, за кем особо не смотрят, что он там потянул в рот из песочницы, где он там прилег и что он там пьет из собачьей миски. Такие беспризорники, как ни странно, растут более здоровыми. Как там у них с психикой – это отдельный разговор, и, конечно, печальный – но с иммунитетом – точно все в порядке, а я сейчас говорю именно об этом. Есть старый анекдот «Первый ребенок – если соска падает, ребенок ее не получит, пока она не пройдет процесс кипячения. Второй ребенок – промываешь соску водичкой из крана или бутылочки. Третий – вытираешь соску о подол юбки и возвращаешь ребенку». И следует добавить, что второй ребенок болеет меньше, чем первый, а третий – меньше, чем первый и второй, вместе взятые. Тогда все правильно: на третьего ребенка затрачено меньше усилий и получается лучший результат. Не стоит наступать на чужие грабли. Гигиена, конечно, нужна. И необходима. Если не делать из нее паранойю. Малыш не любит, когда его пеленают и одевают? Кряхтит и извивается? Плачет? Просто оставим его тело свободно общаться с другими телами вокруг, отрабатывать тактильные ощущения и теплорегуляцию. У нас меньше стирки – у ребенка больше занятий. Но где – в кроватке, в коляске, на пеленальном столе? Идеально – на морской гальке))), но и лужайка – прекрасна. И обширный чистый пол, не застеленный коврами. Можно разложить полиуретановые туристические коврики, они довольно большие. На гальке, травке или на полу столько интересного – разные структуры и поверхности, мелкие детали – крошки, тапки, жучки и паучки, кошка, то выглянет солнце, то подует ветерок, то зазвучит музыка, каждую минуту что-то меняется, нужно приспосабливаться, приходится развиваться – тренируется не только тело, но и мозг. Вот он тянет что-то в рот? Не спешите пугать его угрожающим окриком. Муравей на вкус на самом деле гораздо хуже земляники, а спелая земляника гораздо вкуснее зеленой. Ребенок быстро это поймет, гораздо быстрее, чем мы думаем: он не успеет наглотаться «всякой дряни» даже на одно примитивное расстройство желудка. А наработает опыта и иммунитета на несоизмеримо большую величину. Кроме того, запретное вызывает дополнительный интерес, и не надо нарочно его создавать».
сканирование0003
Здесь вот что еще важно знать – то, что инстинкт употребления только полезного необычайно силён. И природа позаботилась о том, чтобы мы не перепутали. Человеческий язык имеет несколько функций. Но его главная функция – определять, что нам полезно, а что может навредить. Пять тысяч вкусовых рецепторов дают нам знать, что проглотить, а что выплюнуть. Вкусовые сосочки живут недолго. Чтобы обеспечить правильное восприятие вкуса, каждые десять дней старые рецепторы заменяются новыми. Наш язык – привратник нашего желудка. Распознавание вкуса – жизненно необходимый для нас инстинкт, который проявляется еще в самом раннем возрасте. Пища, в которой содержится много полезной энергии, часто бывает сладкой на вкус, как мамино молоко. Поэтому детям инстинктивно нравится сладкое. Тогда как ядовитая пища часто горчит. Инстинкт выживания активируется мгновенно. Если не вкусно, значит, может быть опасно для жизни. Нужно тотчас выплюнуть. Так что стоит знать всё это, чтобы доверять инстинктам и опираться на здоровый иммунитет, который уже есть с самого рождения. Было бы жаль дать ему угаснуть, чтобы потом оценить его отсутствие…
• - Адаптивные механизмы. Кожа, как адаптивный орган. Дыхание кожи. Банные процедуры.
Наша кожа это один из органов нашего тела. По сравнению с другими органами она имеет самую большую площадь поверхности. Этой поверхностью мы соприкасаемся и взаимодействуем с окружающим пространством, обмениваясь с ним «информацией» самых различных качеств и свойств. В частности, наша кожа постоянно получает информацию из окружающей среды о температуре и влажности воздуха. Для получения такой информации на поверхности кожи существует огромное количество температурных рецепторов, которые «считывают прогноз погоды», реагируя на ее различные изменения. Вся эта армия рецепторов имеет обширный спектр восприимчивости информации о температуре окружающей среды – одни рецепторы реагируют на большие перепады температуры, а другие – на совсем незначительные. Как только происходит даже небольшое изменение температуры в окружающем пространстве, рецепторы на коже срочно информируют мозг об этих изменениях. Тело незамедлительно реагирует следующим образом: с одной стороны, идет команда на дополнительный прилив крови к охлаждаемой зоне для дополнительного обогрева, с другой стороны, дается команда быстро сузить микрокапилляры на поверхности кожи для сохранения тепла внутри. При более низких температурах поверхность кожи «собирается в мурашки» - уменьшая площадь соприкосновения с окружающим пространством, а волоски на коже «встают дыбом», чтобы удержать тепло вокруг тела.
Если человека с детства кутали заботливые бабушки и мамы, эти температурные рецепторы «спят» - они не тренированы. И такой человек постоянно мерзнет и болеет. Защитные механизмы тела не работают, и даже небольшое снижение температуры воздуха может привести к переохлаждению какого-либо участка тела.
Но как же тогда начать закаливание и не простудиться, если мы уже выросли, а эти самые рецепторы провалились в анабиоз? Ведь пока они «проснутся» можно и насморк подхватить!
• - Что такое закаливание. Обзор методик. Основные принципы закаливания.
Итак – про рецепторы мы уже знаем. Баня с прорубью или купелью тренирует рецепторы, ответственные за большой перепад температур во внешней среде и способствуют энергичной реакции тела на защиту всего организма в целом. Примерно через 2 часа после холодовой нагрузки начинается активная выработка новой, сильной, молодой крови. Она выбрасывается в организм, излечивая его, омолаживая, восстанавливая. Банные процедуры с самого раннего возраста (с полутора месяцев) тренируют и развивают в растущем организме сосуды, аорту, клапаны. А как работают рецепторы, которые реагируют на небольшие перепады температур?
Каждый слышал слово - «сквозняк». Для одних – это освежающая прохлада, летний ветерок, свежий воздух, уносящий затхлость, пыль и духоту, и даже необходимое условие комфорта. Для других – это озноб перед сном, а на утро – опухшие гланды, прострелы в спине или неповорачивающаяся шея с головной болью. Причём первые считают, что мерзляки просто издеваются над окружающими и желают им медленной погибели от удушья, а вторые полагают первых просто безответственно относящимися к здоровью людьми, особенно к чужому здоровью, и стремящимися непрерывно проветривать окружающих из каких-то зловредных и недобрых побуждений. Почему же одни люди изнемогают от недостатка свежего воздуха, а другие боятся застудиться от малейшего ветерка в теплый летний вечер? В чём же тут дело? Вернёмся к началу нашей жизни. Природа наделила малыша лягушачьей способностью реагировать на температуру окружающей среды. Это на тот всякий случай, если человеческий детеныш родится не в теплой бане, а на снегу в тайге. Или не в прохладной тени субтропиков, а в пустыне Сахара. В этих случаях внешнее пространство тела принимает температуру окружающей среды, а жизненно важные органы обеспечиваются всем необходимым для поддержания в них температуры около 37 градусов по Цельсию. Именно поэтому в экстремальных ситуациях у новорожденного ребенка больше шансов выжить, чем у взрослого человека.
Как же мы обычно помогаем новорожденному защититься от переохлаждения и перегревания, следуя советам перепуганных и некомпетентных родственников? Из-за своих лягушачьих особенностей, у малыша имеется одна способность - обмениваться излишками или нехватками тепла с живым человеческим телом мамы или папы. Так же у него отсутствует способность согревать своим телом те пеленки, в которых он завернут, даже если они из шерсти и меха. Если бы эти пеленки были нагреты до температуры 34-36 градусов по Цельсию, тогда бы они согрели его, т.к. по законам физики воздух, находящийся между волокнами ткани или меха плохо сохраняет тепло. И наоборот, если новорожденного завернуть в нагретое шерстяное одеяло – произойдет тепловой удар. Малышу не с кем обменяться излишками… А вот если новорожденный оказался совершенно голеньким в объятиях своей мамы, тогда ему комфортная температура обеспечена. Мама дает необходимое тепло, а окружающая среда «информирует о погоде» тело карапуза. Происходит первая адаптация к окружающей среде в «щадящем режиме». Множество различных функций организма должны включиться в работу в течение первых секунд, минут и часов жизни у новорожденного. И если, например, создать искусственные условия термокомфорта, тогда у малыша не начнут работать те или иные рецепторы, отвечающие за терморегуляцию тела. Если уж так необходимо согреть, то накрывать пелёнкой малыша следует вместе с мамой.
Когда родители жалуются на плохой сон ребёнка, в первую очередь следует проверить не перегрелся ли он в памперсах под одеялом. В следующую очередь следует подумать о гиподинамии и переедании, причем искусственного питания и прикормов, если опустить последствия прививок. В меньшей степени – опрелости и пониженная влажность воздуха в квартире. И только после этого надо смотреть, не болит ли что-то у малыша.
Человеческие существа удивительно адаптивны даже к самым невыносимым условиям существования. И когда к концу года жизни ребенок наконец-то адаптируется к температурному режиму, в который он попал благодаря чрезмерной заботе близких родственников. Он перестает орать по ночам и быть невыносимым в течение дня. Но теперь ему реально стали опасны сквозняки и вечерняя прохлада, а так же дневная жара, дождь и ветер, не говоря уж о лёгком морозце.
Здесь очень важно сообщить следующую физиологическую особенность нашего организма:
- с фекалиями из нашего организма выводится 3% шлаков;
- с мочой из нашего организма выводится 7% шлаков;
- через кожу из нашего организма выводится 20% шлаков;
- через дыхание - оставшиеся 70% (!).
Из этого «перечня» не трудно сделать вывод, что самой целительной функцией нашего организма является дыхательная функция. Об этом чуть позже.
А второе место в этом списке, очевидно, занимает кожа – уникальный орган, покрывающий нашу плоть от макушки до пяток, которому посвящена эта статья, т.к. именно здесь находятся температурные рецепторы. И основными способами их тренировки являются вода и воздух: вода – это очищение поверхности кожи плюс «пробуждение» рецепторов, а воздух – это дыхательные функции через кожу плюс то же «пробуждение» рецепторов.
Для тренировки защитных функций нашего организма от надоедливых простуд и радикулитов (а точнее, тренировки рецепторов, реагирующих на малые перепады температур) не нужно что-то делать специально, выделять специальное время в «расписании дня». Просто вводите иной температурный стиль поведения в повседневную жизнь, как такую же необходимость, вроде чистки зубов по утрам. И делайте это празднично! Простые вещи – воздушные ванны, ходьба босиком сами по себе необыкновенно приятны. А малышу – жизненно необходимы.
Прочитала на одном форуме жалобы родителей:
- Моей дочке 1,5 года, она категорически отказывается носить трусики. Я и шортики, и штанишки пробовала - все бесполезно. Все снимает сразу же, ходит нагишом, садится на пол. Дошло до смешного - начала пристегивать подтяжки даже к трусам! Может кто-нибудь сталкивался с такой же проблемой? Подскажите что делать?
- У нас такая же проблема! Сыну 1,9 года, бегает голышом, все снимает! Я
стараюсь его хвалить когда одеваю, говорю:"Ой, какие штанишки у Ромочки, какой красивый мальчик!"Конечно, у ребенка может быть завышеная самооценка от постоянных похвал, но на какое то время помогает! :)
И вспомнила я один случай. Годовалый малыш опрокинул на себя кастрюлю с кипящей водой. Он был одет и обут. Увезли на скорой и долго лечили в больнице. Неделей позже другой малыш того же возраста, только абсолютно голенький, сделал то же самое. Отделался парой лёгких ожогов – его сразу же облили холодной водой и смазали гусиным жиром. После этого показательного случая мы уяснили себе, что одежда может быть просто опасной для жизни. Недавно читала в «Новой газете», что так же погиб трёхлетний ребёнок, опрокинув кипящую кастрюлю… (((
Моя мама-мерзлячка поначалу тоже охала «Ой, ножки синие!» А я ей, дескать, он тепло бережёт, окружающую среду не обогревает. А она у меня врач-педиатр. Подумает-подумает, и согласится – мол, действительно! До чего же стереотипы крепко вколочены! Так она потом совсем не обращала внимания на то, что внуки еще в шортах, когда она уже в тёплом плаще. А на охи соседок с гордостью заявляла: «Так они же у меня закалённые!»
Пять вопросов и ответов:
1. – Я боюсь!
Найти единомышленников, которые будут поддерживать все ваши начинания.
2. Бабушки-свекрови не одобряют.
Ссылаться на современную науку, шагнувшую далеко вперёд. Найти живые примеры. Устраивать «процедуры» празднично. Бабушки тоже любят «яркую рекламу». Чаще хвалить и благодарить их за заботу. Самый кардинальный метод здесь – жить отдельно и демонстрировать только результат.
3. – Неохота. И так хорошо. Все так живут.
И вовсе не все! Есть потрясающие примеры! Отсутствие заморочек со здоровьем открывает множество возможностей – походы, например, а свободное от ночных бдений и сидения в очередях больниц время можно потратить на что-нибудь интересное.
3. Мы уже больные… нам уже ничто не поможет…
Рассказ одной мамы: «Когда у меня появился собственный малышонок, я украсила, как могла, кроватку и коляску, обложила пеленальный столик стерильными ватными палочками и проглаженными с двух сторон пеленками. Уже много позже, когда мы с дитем, обойдя всех врачей столицы, попали по большому блату в Научно-Исследовательский Институт Вакцин и Сывороток, это ж надо, до чего родительская паранойя довести может, до Института Вакцин и Сывороток, ужООс! Да, и мне там предложили что-то моему ребенку вколоть, еще толком не опробованное, но «Очень поднимающее иммунитет», я сказала, точнее, заорала: НЕТ! Иммунитет мы потом восстановили холодной водой и спортивным залом. Но ведь можно было сразу, с самого начала, ничего не нарушать, не ограждать маленькое существо от мира, в котором есть и грязные лужи. И значит, они там есть не зря, потому что в мире ничего зря не бывает».
Общая и главная рекомендация
1) Начинать делать что-то новое надо с себя и опробовать все на себе, постепенно привлекая к этому и малыша. Ведь ему интересно делать всё – как мама-папа.
2) Делать это празднично. Исключить из обращений к ребёнку все жалобные интонации и напоминать об этом всем окружающим.
Основная ошибка здесь – делать что-то из позиции «надо», через силу. Вы ведь в любом случае, демонстрируете малышу свои реакции и настроение, даже если думаете, что он не видит. Малыша привлекает все необычное и праздничное. Например, вы приносите домой яркий красивый тазик. Даже приклеиваете к нему картинки. Это – особый тазик, объясняете вы всем домашним. Мы утром и вечером будем купать в нем наши ножки. Вода в тазике будет необычной, а целебной! И очень, очень холодной! Только очень храбрые люди, такие как вы, могут это делать. Каждый поводит по ней ручкой или даже ложкой-вилкой-игрушкой, чтобы пожелать себе или кому-нибудь чего-нибудь хорошее. Само действо тоже можно сделать праздничным и окунать ножки все вместе, если помещаетесь, или по очереди. Смех и визги – праздник в разгаре.