Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Температурный режим для занятия плаванием с детьми от рождения.

Марина Бауэр


Занятие плаванием в бассейне отличается от купания в ванне интенсивностью и наличием пространства для упражнений, обеспечивающих физическую нагрузку. Если в ванне вода ограничивается естественной температурой человеческого тела – 36, 6 градусов, то при физической нагрузке тело вырабатывает тепло, и вода ванной температуры становится опасной, может быть перегрев и тепловой удар. Таким образом, верхняя граница температур останавливается на 32,5 градусах. Для интенсивного водного тренинга в ванне детей от рождения до 2-х – 4-х месяцев воду в ванне не следует нагревать выше 30 градусов, во всяком случае, иметь хотя бы возможность сделать прохладное пятно под головой.

На примере одноразового погружения в купель или прорубь, нижняя температурная граница для короткой интенсивной работы – 10-14 градусов. Для обеспечения достаточной нагрузки в течение 30 минут – часа, наиболее оптимальной считается вода 30-31 градуса. В воде такой температуры теплообмен среда-тело ощущается наиболее комфортно.

Следует отметить некоторые особенности терморегуляции ребёнка до года. Природа позаботилась, чтобы внутренняя тепловая среда оставалась одинаковой – ребёнок не расходует тепло на обогрев окружающей среды. Однако он может обмениваться с живым человеческим телом – ему он отдаёт излишки тепла или согревается, осуществляя баланс. Для этого природа снабдила ребёнка заботливыми родителями, которые осуществляя контакт кожа к коже, помогают ребёнку поддерживать внутренний тепловой баланс. В воде этот принцип работает так же, с одним нюансом – физическая нагрузка и активные ритмичные задержки дыхания задействуют дополнительный механизм терморегуляции – активно двигающийся малыш не замерзает, поэтому в прохладном бассейне релаксационная часть занятия сокращается, а в тёплом наоборот, сокращаем активную.

Часто родители, первый раз зашедшие с ребёнком в воду бассейна, довольно скоро считают, что ребёнок замёрз, потому что дрожит. Однако обычно ребёнок дрожит от возбуждения. Кожа его тела тёплая, а цвет розовый, или даже красный. В следующие посещения плавание становится для него привычной частью жизни и дрожь прекращается. Пупырышки на коже и некоторое побледнение – естественный признак того, что тело удерживает тепло, стягивая поверхность кожи. Однако это свойство у малышей появляется не сразу, и родители не знают, как определить – холодно ребёнку или нет. В таком случае, нужно просто полагаться на свои ощущения и цвет кожи малыша.

И ещё одно замечание – очень редко, но случается, что ребёнок после плавания начинает икать. Это, несмотря на расхожее мнение, вовсе не признак того, что ребёнок замёрз, просто его организм корректирует углекисло-кислородный баланс. Обычно же само плавание корректирует этот баланс.

Я верю!

Друзья мои!

Я верю, что вынашивание, рождение и взращивание ребёнка – самый захватывающий процесс в жизни. На самом деле, это даже больше, чем процесс – это настоящее человеческое деяние! Это сотворчество с природой в высших смыслах бытия!

Я обожаю мам и пап, посвящающих развитию своего ребёнка столько любви и внимания, сколько у них есть, не считаясь ни с какими препятствиями! И когда я участвовала в фестивале по раннему развитию детей в готовящемся к осаде Луганске, девизом фестиваля было «Война войной, а дети растут сейчас!» Я наслаждаюсь, наблюдая, как растут и развиваются наши малыши, я восхищаюсь и горжусь их успехами. Я люблю их всех!

Мы все можем, следуя пути знания и воодушевясь высокой целью, сделать возможным самые удивительные вещи, и с радостным восхищением наблюдать результаты.

Только представьте, что ребёнок растёт ежесекундно, и более никогда не станет новорождённым или годовалым малышом, и все, что сейчас проживается, более не повторится, и весь процесс эволюции человеческого рода происходит прямо сейчас, при вашем содействии и сотворчестве. Ведь это грандиозно!

Поэтому я занимаюсь в бассейне с малышами и беременными – я верю в необходимость своего дела. Кто сделает это, если не я/мы?

Я верю, наблюдая результаты своей 30-тилетней деятельности, что дую в паруса человеческой эволюции.

Я верю, что человечество эволюционирует при нашем неустанном содействии. Я верю, что отражая натиск энтропии, задавая высокий тон человечности, мы остановим войну и разрушение человеческого мира. Я верю, что личная эволюция неизмеримо усиливается в кругу единомышленников и, в конечном счёте, закручивает эволюцию всех землян.

Пусть наша Земля расцветает,

Галактик жемчужиной станет,

Пусть опыт всего мирозданья

В ней лучшие силы проявит!

Некоторые аспекты динамической гимнастики

Оказалось, что хорошо и гармонично родить – недостаточно. Оказалось, что мир «обновился» с появлением малыша. Оказалось, что необходимо и дальше хорошо и гармонично жить в этом обновленном мире, использовать новые знания и опыт. Хорошо, если эти знания и опыт получены на занятиях по подготовке родительских пар к родам, а если нет, и вы родили «по старинке» в роддоме, сдав себя и новорожденного под ответственность современной медицины, – тоже ничего страшного! Никогда не поздно еще что-нибудь познать и чему ни будь научиться в своей жизни!


Начнем с того, что восприятие новорожденного малыша сильно отличается от нашего. Так, все, что с ним происходит, он ощущает всем телом сразу, всем своим существом, целиком! Если нас, к примеру, ущипнуть за мизинец, то мы так и чувствуем – ущипнули за мизинец. А детеныш чувствует – «ущипнули» за все тело сразу! Огромное переживание! Какая восхитительная неосознанная целостность! Младенец обладает целостным восприятием при абсолютной чувствительности ко всему: цвету и фактуре стен, потолка, одежды мамы, информационному полю комнаты, настроению и намерениям других людей, энергетическому содержанию их отношений… Поэтому, все, что происходит в доме и случается с ним самим – это большое приключение! Принесли на кухню, пришел новый человек, ударил дождь в окно, облили холодной водой, проголодался – какие переживания! А переживания нуждаются в выражении. Сильные эмоции рвутся наружу! Однако мимические и вокальные возможности малыша пока ограничены. Сильные переживания с любым знаком – ПЛЮС или МИНУС выражаются одинаково. Но здесь важно другое – переживания новорожденного в действительности не несут никакой оценочной нагрузки, они свободны от «плохо» или «хорошо», просто – что-то происходит. С НИМ происходит НЕЧТО, малыш – звучит! Чувствует целиком и звучит целиком! Эмоция одна. Мощная, богатая оттенками, но одна! «Я живу, я чувствую, я звучу!» Боже! А мы-то сами не плачем ли от сильной радости, не в силах вынести чувство? Конечно, выражение лица звучащего малыша, будучи придано взрослой физиономии, выглядело бы страдальческим. Но другого-то выражения у него пока нет, а мы доверяем своим привычкам восприятия… Позже, месяцам к трем наш малыш тоже научится выражать знакомые нашему опыту оценки, освоит способы дробления чувств, эмоций, телесных ощущений. Но пока он озвучивает целостную жизнь в нем и с ним приключившуюся.


Юным мамам, робко держащим своего первенца на руках, кажется, что он может «рассыпаться или сломаться» от любого неловкого движения. Отнюдь! Новорожденный весьма крепко устроен. Просто нужно вспомнить обо всех маленьких зверушках – котятах, щенках, птенцах, которых вам довелось держать в руках в детстве и отнестись к своему детенышу точно так же: дать ему опору под ручки-ножки, покачать его, потанцевать с ним, делать с ним все, что сердце подскажет, лишь бы не лишать его своего внимания, потому что энергии маминого внимания ему сейчас так же необходима, как и мамино молоко. Малышу нужно ваше внимание, общение, чтобы к году его жизни эмоциональные потребности ребенка были удовлетворены, голод по любви, защите и поддержке был утолен. Это необходимое условие для нормального развития психики. Иными словами, малышу нужно дать столько мамы, сколько он просит. И бросьте бояться избаловать – бойтесь получить эмоционально голодного годовалого капризулю.


Академик Николай Михайлович Амосов говорил, что для жизни, а тем более для нормального роста и развития необходима физическая нагрузка, потому что истраченная энергия восполняется с лихвой, с запасом – то есть, чем больше истратил, тем больше получил (понятно, в пределах разумного!). Он полагал так же, что человеку при рождении дается не раз определенный резервуар энергии, который можно понемножку тратить всю оставшуюся жизнь, а что через человека, как энергетический резервуар, течет энергия, которую он в силу своих особенностей может пропускать через себя или не может, то есть дает этой энергии втекать или нет.…


Всякая гимнастика начинается с подготовки. В нашем случае – с привычки к физиологически правильному положению тела. Причем привыкнуть к этому должны родители малыша, потому что для него-то это положение естественно. Вот только что вашему малышу перерезали пуповину, положили на животик, а он уже упирается ножками, пытается ползти, поднимать головку и смотреть вперед. Все верно! Лягте-ка на спину и попробуйте поднять голову – неудобно? Все дети с рождения пытаются поднимать голову из положения лежа на животе и к концу двух недель уже уверенно держат ее, если дать им возможность поупражняться. Так же и держать малыша на руках надо животиком вниз, а свои руки предложить ему как опору. Так он себя чувствует защищенным и сможет расслабиться и довериться чему-то новому в вашем с ним мире.


Итак – все упражнения делятся на группы: статические – на мышцы брюшного пресса, шеи, спины; собственно динамические – на суставы и вестибулярный аппарат; позиционные – для самомассажа и лечения: релаксационные – на расслабление. Остается добавить, что динамическая гимнастика, исполняемая словно танец или игра, развивает интимный и подробный язык взаимного доверия, как ничто другое! Естественно, что в исполнении гимнастики, как танца одно упражнение служит основой или начальной позицией для другого. Все эти упражнения служат профилактике гипертонуса, а динамические направлены еще и на развитие мышечного каркаса вокруг суставов для их правильного развития.


Для начала поупражняйте хватательный рефлекс малыша – дайте ему подержаться за ваши пальцы (придерживая его за запястья), заодно научитесь держать его сами: если вы держите малыша лицом к себе, то даете ему ухватиться за большие пальцы ваших рук, а если от себя лицом – то за указательные. Вот так! Малыш легко удерживает свой вес и даже может попытаться подтягиваться! С помощью опытного инструктора вы легко и быстро освоите базовый комплекс и в творческом порыве сможете напридумывать свои – и на здоровье! Главное – вы перестанете бояться что ребеночку рано держать головку, стоять на ножках, висеть на ручками тому подобных благоглупостей!


Просто поймите, что динамическая гимнастика – это еще один увлекательный способ поддержать малыша своим вниманием. Это совместное творчество, акт доверия и любви. Динамическая гимнастика доступна любому малышу и любому родителю. Никогда не поздно и не рано начинать, и не нужно никаких особых условий для этого!



Москва 2000



Люблю наш бассейн

Особенно в солнечный день, когда вода до самого дна пронизана золотыми нитями и блики на дне создают завораживающие узоры...

Наличие водопадов создают дополнительный подводный ландшафт – можно поиграть под водой в прятки и догонялки, а с горок любят кататься подросшие дети – годовалые с родителями, а трёхлетки норовят и сами! А водопад хорош перед банькой – помассировать плечи и спину. Но это – дополнительные удовольствия, без них спокойно можно обойтись. Просто приятно, что они есть и украшают наш и без того чудный бассейн.

Горки делят бассейн на мелкую и глубокую части. Обе части достаточно большие для тренировок и необходимых упражнений. Самая большая глубина в 2,5 метра (в конце бассейна) делает наш бассейн достаточным для начальных тренировок по фридайвингу, а большое пространство с другой стороны, которое мы называем «лягушатник» - глубина около метра, - позволяет тренировать
малышей. И, конечно, с этого мелкого пространства бассейна начинается обучение плаванию людей всех возрастов: и дошколят, и школьников, и молодых, зрелых и пожилых людей обоего пола. Через несколько занятий они вместе с инструктором уже начинают осваивать и более глубокую часть бассейна. Обе части бассейна - мелкую и глубокую, мы используем для занятий с беременными мамами и папами. Позанимавшись с инструктором аквапренатальной подготовкой к родам будущие родители идут греться в баню и пить чай.

Самый большой подарок – это баня! Банька у нас хороша – просторная, горячая, в два уровня. После парилки все ныряют в купель с ледяной водой. Банные любители внимательно следят за тем, чтобы вода в купели была максимально холодная!

После тренировки и бани с купелью можно попить чайку в клубном пространстве друзей и единомышленников. Плетёный абажур над столом создаёт дополнительный уют, а заснувших малышей можно разложить по диванам.

Чайная – это клуб не только для взрослых, но и место, где самые маленькие с удовольствием общаются, знакомятся, играют… Это, может быть, единственная возможность для грудничков, живущих в мегаполисе, расширить свой круг общения и познать мир детей, «мир себе подобных», чтобы получить первые навыки общения. Кроме того, глядя, как другие дети плавают, парятся в бане, ныряют в купель, ребёнок обучается самым естественным образом – через подражание, что, конечно, предпочтительнее и мягче принуждения. Да и новички-родители, глядя на все происходящее, меняют свою точку зрения в пользу активного здорового образа жизни и начинают сами после парной окунаться в холодную купель.

Вообще вся дружеская и спокойная атмосфера трёх-часового занятия способствует отдохновению – бытовые и рабочие проблемы отступают на дальний план, и ничто не мешает получить максимум удовольствия от процесса.

Так что – присоединяйтесь – будем дружить!

Марина Бауэр,
инструктор по раннему развитию детей.

Плавать раньше, чем ходить

Обучение плаванию новорожденного – не модный каприз нашего времени, а еще одна возможность раскрыть в нашем новорожденном малыше дополнительные потенциалы развития тела, ума и души.


Его начальный этап жизни – внутри матери – прошел в водной среде. И сразу после рождения, буквально в первые же секунды, минуты и часы его жизни вне мамы наиболее естественно для его существа оказаться опять в воде. Конечно, малыш еще не может сам скоординировать движения рук, ног и всего тела, чтобы вынырнуть из-под воды и сделать вдох. Но и новорожденные дельфинята некоторое время после рождения не могут этого сделать. Ему помогает мать и няньки-дельфинихи, выталкивая его на поверхность воды.

У человеческих детенышей после рождения, как у всех новорожденных млекопитающих присутствует, «плавательный рефлекс» и они не тонут, успешно задерживая дыхание под водой. Но через некоторое время после погружения им необходимо сделать вдох, и личико малыша нужно приподнять над водой. В течение нескольких месяцев этот рефлекс у малыша можно поддерживать специальными тренировками. И в годик ваш карапуз сможет плавать под водой, делая вдох над водой самостоятельно. Мы обучаем родителей способам, которые помогут обучить их малыша раннему плаванию.

Мамы и папы, освоившие навыки обучения плаванию своего малыша отмечают более уравновешенное поведение ребенка, крепкий, глубокий сон, хороший аппетит, быстрое психофизическое развитие малыша.


Особое внимание

хочется обратить на то, как воздействуют водные занятия на детей с родовой травмой, в том числе с синдромом ДЦП и на недоношенных младенцев. Для таких детей очень важно как можно больше находиться в воде. Во взвешенной среде восстановление и нормализация функций мозга происходит намного быстрее, а благодаря задержкам дыхания при ритмичных погружениях малыша под воду обменные процессы в организме ускоряются. Это позволяет организму самостоятельно справиться с большинством «неполадок» в функционировании внутренних органов. Здесь следует добавить, что для таких детей к обычным занятиям в воде желательно добавить технику ритмично чередующихся погружений и динамическую гимнастику для новорожденных. Практика показала, что положительные результаты проявляются уже в первые дни после начала занятий. Если такие занятия начать раньше 6 месяцев, то к году все признаки ДЦП исчезают, и ребенок физически полностью реабилитируется.

Ежедневные занятия в воде позволяют малышу:

  • отдыхать от воздействия гравитации и свободно парить в трехмерном пространстве;
  • получать физические нагрузки и, благодаря задержкам дыхания, улучшать обменные процессы;
  • научиться играть в воде;
  • получать терапевтическое действие на ослабленный организм;
  • повышать сопротивляемость организма к заболеваниям, получая закаливающий эффект.
  • 1
  • 2